статья

К вопросу о профессиональной этике специалистов в области танатопрактики

Арефьев М.Л.
Врач, судебно-медицинский эксперт, к.м.н., сертифицированный танатопрактик

статья

К вопросу о професиональной этике специалистов в области танатопрактики

Арефьев М.Л.
Врач, судебно-медицинский эксперт, к.м.н., сертифицированный танатопрактик

Аннотация
В статье разбираются вопросы формирования профессиональной этики
специалистов, работающих с мертвыми телами - танатопрактиков. Краткий
исторический обзор основ профессионализма и анализ развития нового
направления в предпохоронной подготовке раскрывает особенности и
этические принципы, необходимые для формирования культуры общения с
заказчиком, отношения к мертвому телу. Искусство посмертного
восстановления внешности находится в тренде с современными
косметологическими тенденциями в медицине и постепенно становится
востребованной услугой. Оно сопряжено с целым рядом законодательных,
организационных и методологических аспектов, повлиявших на развитие
негативных тенденций в предоставлении услуги, подготовки специалистов и
отрицательной популяризации направления через социальные сети.
Новые горизонты развития профессиональной этики специалистов в
танатопрактике должны быть связаны не только с внутрикорпоративными
разработками, но и с формированием мультидисциплинарных связей
медицинского, психологического и культурного профиля.

Ключевые слова: танатопрактика, профессиональная этика специалиста

танатопрактика, посмертное восстановление внешности умершего.

В настоящее время профессиональная этика становится неотъемлемой
чертой деятельности специалиста любой отрасли или, по крайней мере,
позицией общественного мнения. Исторически становление
профессионализма неразрывно связано с особой миссией профессионалов, призванных посвятить себя сначала учению, накоплению знаний, а затем
служению людям. Во времена Древней Греции подобным образом, вероятно,
складывались общины Гиппократа и Пифагора /4/. Они формировали не
только знания, умения и навыки, но и приучали последователей к образу
жизни в соответствии с ремеслом. Человек сживался со своим ремесленным
цехом, становился частью единой семьи. Знания и секреты ремесла
передавались из поколения в поколение, таким же образом передавались
основные принципы профессиональной этики, которой они придерживались
в своей работе. Прежде чем приступить к принципам профессиональной
этики специалистов, работающих с телами умерших людей, необходимо
характеризовать танатопрактику как особое направление в похоронном деле.

Для развития любой отрасли народного хозяйства, производства товаров
народного потребления, современных IT – технологий или сферы бытовых
услуг необходимо открывать и развивать новые направления
профессиональной деятельности. Одновременно с ними появляются
современные технологии, организуется подготовка специалистов. Подобные
тенденции проникают в ритуальную сферу, где в тренде современные
технологии камнеобработки, цифровизации кладбищ, кремация,
танатопрактика и прочие.

Бурное развитие танатопрактики обусловлено устойчивым спросом на
услугу со стороны государства и населения, обусловленного многими
причинами: рост мегаполисов, трудовая миграция, повышение уровня жизни
и изменение запросов населения /3/. Если несколько десятилетий назад перед
людьми не стояла проблема своевременного погребения близкого человека
по национальным традициям, то в настоящее время из-за высокой плотности
населения в крупных городах, необходимости транспортировки умерших в
соседние регионы возникает необходимость отложить похороны на
несколько дней. Помимо этого, наблюдается значительное число одиноко
проживающих граждан, о наступлении смерти которых родственники узнают
не сразу. Для сохранения тела в условиях, препятствующих гниению, необходима услуга по бальзамированию умершего, приведения его в порядок
к церемонии прощания.

Транспортный и промышленный травматизм, самоубийства и прочая
насильственная смерть являются основными причинами образования
телесных повреждений на телах умерших, которые ранее практически не
устранялись. Отсутствовали навыки, технологии, инструменты и расходные
материалы. Тела умерших при прощании выставляли в закрытом гробу.
Стремительное развитие пластической хирургии в медицине для живых
людей, косметологии и технологий по уходу за лицом и телом подтолкнуло к
спросу на посмертное восстановление внешности для церемонии прощания.
Люди, активно потреблявшие услуги хирургов - косметологов при жизни,
хотят и после смерти остаться в памяти своих близких в подобающем
состоянии, без признаков старения, длительных заболеваний и увечий.
Повреждения устраняются комбинированными хирургическими и
косметическими методиками, разглаживаются морщины на лице, потеря
объема тканей замещается специализированными вставками,
внутрикожными аналогами силиконовых наполнителей. В настоящее время
искусство посмертного восстановления внешности находится в тренде с
современными косметологическими тенденциями в медицине и постепенно
становится востребованной услугой.

Безусловно, дополнительные услуги в предпохоронной подготовке несут
прибыль организации любой формы собственности, повышается зарплата
непосредственных исполнителей, развивается здоровая конкуренция. Все
вышеизложенное относится к идеальной организации услуг предприятия,
оказывающего предпохоронную подготовку.

В настоящее время, к большому сожалению, подавляющее большинство
регионов РФ испытывают проблемы в развитии этого нового и
перспективного направления по нескольким причинам. Одной из них
является несовершенство или отсутствие нормативной и законодательной
базы на услугу. Например, работы по восстановлению внешнего вида умершего после травм, заболеваний, посмертный грим и макияж не
отмечены в разделах Федерального закона «О погребении и похоронном
деле» от 12 января 1996г №8 ФЗ /1/. Следствием этого отсутствуют
нормативные стандарты на оказание работ, отсутствует специальность –
профессия танатопрактика (не путать с возможным наименованием
должности согласно Профстандарта «специалиста в области похоронного
дела р/н № 482, утвержден Приказом Министерства труда и социальной
защиты РФ от 7 мая 2015г, № 278н) /2/. Законодателем не определены
организации и исполнители услуги по бальзамированию и восстановлению
внешности. Это достаточно важные вопросы юридического профиля, а
именно: Какой методикой допускается бальзамировать тело умершего, не
подвергнутого исследованию? Имеет ли право кто-либо при помощи
технических манипуляций повторно удалить швы, извлечь внутренние
органы на ранее исследованном трупе для осуществления доступа к сосудам
при бальзамировании? Какими химические реагентами и в какой
концентрации производится обработка? Наверное, не является секретом,
что в любой момент до захоронения или после него может возникнуть
необходимость повторной экспертизы по вновь открывшимся
обстоятельствам. Труп погибшего насильственной смертью до закрытия дела
остается особым вещественным доказательством. Качественное изменение
его внешности и свойств, появление химических веществ в тканях,
дополнительных разрезов, переломов, иссечение ран, может влиять на
результаты дополнительного или повторного расследования. Отсутствие
технологии и методики проведения манипуляции влечет к невозможности
расчета и объективного экономического обоснования прейскуранта,
критериев оценки качества работы и ценообразования. В настоящее время не
определены организации и центры для профессиональной подготовки
специалистов по танатопрактике, аккредитации данной деятельности как
специальности.

Все перечисленное порой приводит к своеобразному хаосу в сфере
предпохоронной подготовки, где встречаются необоснованное завышение
цен на услуги, появление специалистов «от лукавого», вводящих заказчика в
заблуждение и ради легкого заработка нарушающих нормы
профессиональной этики. Заказчику навязываются лишние услуги по работе
с телом, без которых можно легко обойтись при захоронении через 1-2 дня;
затягивается выдача медицинского свидетельства о смерти тем заказчикам,
кто отказывается от навязанных услуг или заключил договор на погребение в
другой организации; осуществляется передача личных данных умершего и
родственников работникам ритуальных агентств и т.д. Не приходится
говорить о какой-либо совокупности моральных норм со стороны
руководителя организации и непосредственного исполнителя к выполнению
профессионального долга в части предпохоронной подготовки, если в
подразделении отсутствуют (не закупаются) расходные материалы,
химические препараты, специализированные инструменты для обеспечения
услуги. Очень часто в организациях нет специализированного оборудования
для размещения, хранения и обработки умерших, хотя в прейскурантах
фигурируют пятизначные ценники за услугу.

На мой взгляд, своеобразную «медвежью услугу» самой ритуальной
отрасли в части отношения сотрудника к своему профессиональному долгу
вносят неконтролируемые государством клоны краткосрочных
«однодневных» курсов бальзамирования, «экспресс»-подготовки, блогерских
курсов «восстановительной хирургии» и «марафонов удачи», предлагающих
освоить навыки работы с мертвыми телами, стать «успешным» лидером
похоронной отрасли. Причем освоить курс может любой желающий, не
имеющий отношения к предприятию ритуального обслуживания, без стажа
работы, совершенно случайный в профессии человек, не знающий принципов
работы моргов и трупохранилищ. Нельзя исключить, что бесконтрольная
деятельность подобных мероприятий может привлекать маргиналов с
патологической тягой к мертвым телам.

Дело даже не в том, что сомнительными преподавателями
танатопрактики, «IT-коучами», становятся люди, не имеющие официальной
практики с мертвыми телами как таковой, аккредитации преподавателя,
прикрепления к лицензированному образовательному учреждению. Более
значительные разрушения отрасли в целом, ущерб заказчикам и потерю
репутации работодателю приносят продаваемые за небольшую плату яркие
сертификаты, ярлыки «уникальности», обладатели которых впоследствии
работают с умершими в салонах автобусов, в гаражах, в помещениях без
водоснабжения и канализации, без официальной утилизации биологических
отходов.

Какое служение людям и обществу, на которых базируются основы
профессиональной этики, может оказать оплативший подобные блиц-
мероприятия, если специалисту необходимо знать основы танатологии
(науки о наступлении смерти), минимальные познания нормальной и
топографической анатомии человека, физиологии, навыки пластической
хирургии, косметологии, визажного искусства и т.д.

Так сложилось, что изначально профессиональная этика как система
моральных принципов складывалась в среде врачей, понимающих
ответственность специалистов перед беспомощным человеком. Работа
танатопрактика также находится на стыке нескольких медицинских и
пограничных специальностей, знаний ритуальной культуры и психологии.
Беспомощными в этом случае являются родственники и близкие умершего
человека, находящиеся в подавленном, психологически угнетенном
состоянии. Эта группа людей требует поддержки и защиты /5/.

Поэтому профессиональная этика наших коллег не приемлет нарушений
основных важнейших этических принципов:
  • доступность профессиональной помощи: отказ от любой формы дискриминации заказчиков/клиентов по признаку социального статуса, национальности, пола, возраста, цвета кожи, телосложения и прочих. Уважение их религиозных и других убеждений, учет этих убеждений при выполнении услуги.
  • аккуратность и точность в работе: во всех случаях исполнение порученной работы на максимально высоком профессиональном уровне;
  • соблюдение конфиденциальности: уважение права на закрытость информации об умершем как объекте работы, сведений о заболеваниях, особенностях наступления смерти и частной жизни. Конфиденциальность по отношению к заказчикам и своим коллегам;
  • уважение прав интеллектуальной собственности: это касается прав коллег на профессиональные издания, книги, методики работы; уважение интеллектуального права стимулирует творчество и инновации в профессиональной сфере, обеспечивает справедливые блага обладателей и пользователей;
  • экологическая безопасность означает долг каждого специалиста заботиться об охране окружающей среды, обсуждать последствия применения химических веществ, используемых для обработки умерших, на здоровье человека, коллег, окружающих и природы;
  • приоритет служебных интересов нал личными означает преодоление соблазна коррупции в профессиональной деятельности, осознание главенствующего права закона;
  • права на критику и бесконфликтность предполагает соответствующую культуру коллегиального общения и критики, внутрикорпоративные отношения;
  • недопущение обмана и дезинформации заказчика: предоставление объективной информации о состоянии объекта работы, применяемых методик сохранения, расходных материалов, бальзамирования и восстановления внешнего вида для церемонии прощания /6/.
  • недопущение использования власти или превосходства над заказчиками непрофессионалами для извлечения прибыли и получения преимуществ для себя и для третьих лиц.

Следование перечисленным этическим принципам со временем неизбежно
формирует моральный кодекс и поднимет настоящих танатопрактиков на
новый профессиональный уровень. Правильная популяризация специалистов
и услуг приведет к самоочищению отрасли от присутствия нежелательных и
случайных попутчиков.

Новые горизонты развития профессиональной этики специалистов в
танатопрактике должны быть связаны не только с внутрикорпоративными
разработками, но и с формированием мультидисциплинарных связей
медицинского, психологического и культурного профиля. Современная
профессиональная этика в определенной мере обусловлена становлением
гражданского общества, где царит уважение законов, законопослушность
способствуют становлению нормативного морального сознания, а значит и
общих для всех профессий принципов ответственного отношения к делу.
Литература
1. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996г
№8 ФЗ.

2. Профессиональный стандарт «Специалист в области похоронного дела»
р/н № 482, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 7 мая 2015г, № 278н).

3. Арефьев М.Л. Танатопрактика. Руководство по предпохоронной
подготовке тел умерших: Монография, учебно-методическое пособие /М. Л.
Арефьев, Москва, 2022. – 480 С/.

4. Простанская Е.С., М.П. Косых. «Профессиональная этика специалиста и
перспективы ее развития». Вестник Санкт-Петербургского Университета,
2005г. Сер.6 вып.4

5. Д.П. Александрова «Становление медицинской этики» 2015г;

6. Национальный стандарт РФ Услуги бытовые. Услуги по организации и
проведению похорон ГОСТ Р 54611-2011, подпункт 5.4.1-14 «Этические
принципы и нормы оказания похоронных услуг»
Информация об авторе
1. Арефьев Михаил Львович - к.м.н., врач-судебно-медицинский эксперт; сертифицированный танатопрактик Европейского института танатопраксии (2004г. Париж, Франция);


amlsudmed@mail.ru ⚛ ORCID: 0000-0001-7657-3014